Семь заветных слов   Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей. (Конфуций)  
  Лирика Древнего Египта Ораторы Древней Греции Русские былины Философские разговоры Слово Пушкина Литературная гостиная Лингвистика  

Главная

Философские разговорыФилософия и поэзия Омара Хайама
Мишель Эйнем из замка Монтень
Т. В. Кузнецова. Народность искусства как проблема эстетической теории
В. Ф. Шаповалов. Творчество: борьба, свобода и духовное одиночество
А. Т. Павлов. Особенности русской философии
О. С. Пугачев. Философия В. Соловьева
Ю. М. Устюшкин. Культура и гуманитарное знание
В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение






Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение

13. Национализм, космополитизм и конформизм

В. И. Холодный

Гуманно ориентированный национализм, если можно себе такой представить и позволить образное выражение, — это птица, подстреленная на стремительном полете. Нередко националистами становятся люди, целеустремленные к общечеловеческим духовным ценностям, но воспринимающие их как ценности национальные или мистицизирующие вполне возможную историческую значимость своего народа для человеческой цивилизации. Специфической особенностью национал-патриотизма на территории нашей страны является его антироссийская направленность, тогда как малочисленное российское великодержавное движение виновниками всех бед России объявляет международный сионизм. Естественно, что антироссийские настроения возникли в качестве неадекватного протеста против сталинистской космополитической программы русификации народов СССР. Вместе с тем это временное умонастроение приобрело такое влияние, что проявление элементарного здравомыслия в понимании национальных проблем в республиках стало не популярным, а порой и опасным для его представителей.

Общеизвестно, что космополитическая идеология прежде всего наносила удар по русской философии и литературе, общечеловеческие идеи которой приобрели мировое влияние и стали особенно опасны для тоталитарного сталинского режима. И русские, и все другие народы бывшего СССР, в отличие от западных народов, в предельной мере были отстранены от русской философии XIX в. и литературы Русского Зарубежья, от их наднациональных гуманистических мотивов.

Русский язык во многом был превращен в обюрокраченный безликий инструмент межнационального общения. И несомненно, что самобытность русского народа нуждается в возрождении в такой же мере, как и самобытность других народов, что возрожденный русский язык, частично воплотивший в себе духовный потенциал многих народов, сохранит статус языка межнационального общения в условиях распада нашей страны на большое количество государств.

Доминирование национального языка в образующихся на территории бывшего СССР государствах вполне естественно, но будет ли это способствовать разрушению утвердившегося в общественной системе утилитарно-космополитического мировосприятия? Возрождение национального самосознания предполагает приобщение людей на своем языке и через призму самобытной культуры к изначальным духовным ценностям, а также размышлению над вечными вопросами человеческого существования, зафиксированным в мировой культуре, формированию личностной сопричастности к духовным переживаниям человека любой национальности.

Самосознание не исключает, а подразумевает интеграцию национальных психологических структур на какой-то общей для многих народов языковой основе. На Западе таким языком является английский, а в Евразийском регионе — русский. Последний имеет большие возможности для расширения своего социологического влияния во всем мире. Возрождению национальной самобытности народов мешает не засилие русского языка, а засилие космополитизма и конформизма, парализовавших у человека потребность быть духовно независимой личностью. Сейчас на временной антироссийской волне предпринимаются попытки вместо русифицированного обрамления космополитизма придать ему европеизированные очертания. Тогда как решение реальных возрожденческих проблем прежде всего связано с углублением аксиологической близости наших народов, которую никакие волны нигилизма не способны разрушить. А что касается восточно-славянской соборности, то изначальное единство трех ее вариантов просто неискоренимо. Взаимно обогащая друг друга, украинская, белорусская и русская культуры способны весьма эффективно вырабатывать наднациональные ценности, значимые для всей цивилизации.

Как в дальнейшем пойдет процесс духовного возрождения (и пойдет ли вообще), зависит во многом от способности политических движений отстаивать изначальные общечеловеческие ценности, которые стихийно представлены в традиционной психологии крестьянства любой национальности. В этом плане самосознание отдельного народа следует рассматривать как единство национального, регионального и общечеловеческого, как наиболее оптимальную форму выявления последнего. В свою очередь выработка либерально-юридического миропонимания призвана нейтрализовать ту или иную одностороннюю «зацикленность» человеческого сознания и формировать в обществе мировоззренческий плюрализм и интеллектуальную терпимость к инакомыслию.

Публикуется по изданию: Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6 1992 год

Статьи о традициях русского национального искусства представлены на сайте Формула дизайна.



   • Начало  • Философские разговоры   • В. И. Холодный. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение   • 13. Национализм, космополитизм и конформизм  


  Египет  |  Греция  |  Былины  |  Святые  |  Философия  |  Пушкин  |  Гостиная  |  Лингвистика  
  © Семь заветных слов, 2009-2021.
Статьи, лекции, заметки по языкознанию и литературе от древнейших времен до наших дней.
Слова и речи, афоризмы, тексты книг, рецензии и обзоры литературы.
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Web-master